По понятным причинам компьютерные технологии обладают рядом преимуществ. Это позволяет моделировать в игре более сложные процессы и реализовывать более глубокий образовательный контент.
Но, как известно, в настоящее время настольные игры не менее популярны, поскольку также обладают определёнными преимуществами. Базовый вариант настольной версии по простоте напоминает автомат Калашникова – здесь нет ничего лишнего, и наоборот, есть всё необходимое для увлекательной и комфортной «живой» игры.
Всё, что было сказано выше для настольной игры, в целом, справедливо и для базового варианта электронной версии – вполне вероятно, что оба варианта могут успешно дополнять друг друга.
Данный раздел содержит вопросы, в основном относящиеся к компьютерной версии «Business Chess», но при этом часть информационного и образовательного контента может быть реализована в настольных и гибридных версиях игры.
В базовом варианте настольной версии игры для взаиморасчётов используются наличные «деньги».
В отличие от настольной, в компьютерной версии «Business Chess» используется безналичный расчёт с помощью двух виртуальных валют:
По решению игрока часть финансовых операций могут оплачиваться либо игровой валютой QuasiBuck ($), либо мастер-валютой ChessCoin (₡). Такая вариативность помогает выработке навыков принятия оптимального решения в той или иной конкретной ситуации.
Помимо виртуальных валют в игре используется дисконтные VIP-карты, которые позволяют вдвое снизить затраты мастер-валюты ₡ и(или) игровой валюты $ при оплате следующих финансовых операций и мероприятий:
Пример №1. Чтобы получить Финансовую помощь в размере 500$ (Субсидии), необходимо заплатить 20₡. Но, если игрок на данный момент имеет действующую VIP-карту, те же Субсидии обойдутся ему вдвое дешевле - 10₡.
Пример №2. При попадании в чужую Компанию стоимостью 1000$ игрок должен заплатить ее владельцу 200$. Но, если игрок на данный момент имеет действующую VIP-карту, его потери будут вдвое меньше – 100$.
VIP-карты с различным сроком действия можно приобрести в Магазине игры:
В настольной версии игры для определения суммы выплат при попадании Короля в клетки Арбитраж, Субсидии или Санкции используются Зелёный и Красный кубики.
Как вариант, в настольной версии вместо кубиков можно использовать карточки с различными позитивными и негативными событиями, из которых игрок случайным образом вытягивает свой «приговор» при попадании в соответствующие функциональные клетки.
Примерно такой механизм моделируется в компьютерной версии – при попадании Короля в клетку Арбитраж из списка рандомно выбирается событие, которое может оказать на игровой процесс как позитивное, так и негативное воздействие (с равной степенью вероятности):
Это открытый список и в него могут быть добавлены как негативные, так и позитивные события (для равновесия – попарно).
При попадании в клетку Субсидии выбираются только позитивные события, а при попадании в клетку Санкции – только негативные.
Снизить финансовые потери при негативном событии можно с помощью Страхования.
Пример №1. Если игрок «попал» на Финансовые санкции, то с его игрового счёта будет списано 1000$. Но если на этот момент у него оформлена 50-процентная Страховка (стоимостью 50₡), то его убытки будут вдвое меньше - 500$.
Более того, если на момент заключения Страхового договора игрок имеет действующую VIP-карту, то эта Страховка (снижающая потери на 50%) обойдется ему вдвое дешевле - 25₡.
Если у игрока не оформлена Страховка и(или) нет действующей VIP-карты, перед списанием средств ему будет предложено оформить Страховой договор и(или) приобрести VIP-карту.
Магазинами фигур в «Business Chess» являются все функциональные клетки, расположенные на периметре игрового поля: Банк, Инвестиции, Арбитраж, Субсидии или Санкции.
Приобретать фигуры имеет право только Король. Для этого ему необходимо попасть в один из Магазинов фигур и иметь достаточно для этой покупки средств на мастер-счёте (₡) либо на игровом счёте ($).
По выбору игрока оплата может производиться в чеках (₡) или долларах ($).
Стоимость фигур в компьютерной версии:
При попадании Короля в один из Магазинов фигур открывается окно со списком фигур, которые игрок может приобрести в данной игровой ситуации. Далее необходимо выбрать приобретаемую фигуру, счёт оплаты ($ или ₡) и Офис, через который фигура будет выведена на игровое поле.
После подтверждения операции нажатием кнопки OK, соответствующая сумма списывается с выбранного счёта, а купленная фигура появляется в указанном Офисе (цвет фигуры соответствует цвету игрока).
Стоимость приобретаемых фигур можно уменьшить вдвое с помощью VIP-карты.
Пример №2. Чтобы приобрести Ладью, необходимо заплатить 40₡ либо 1000$. Но, если игрок на данный момент имеет действующую VIP-карту, то эта покупка обойдется ему вдвое дешевле - 20₡ либо 500$.
Если у игрока нет действующей VIP-карты, перед списанием средств ему будет предложено её приобрести.
В настольной версии игры при попадании в одну из восьми клеток Инвестиции, Король автоматически перемещался на следующую инвестиционную клетку.
В отличие от настольной, в компьютерной версии при попадании Короля в одну из инвестиционных ячеек игрок имеет возможность повысить капитализацию своих Компаний на величину от 10 до 200 процентов от их стоимости (соответственно, на такую же величину возрастут денежные взыскания в случае попадания соперников в его Компании).
По выбору игрока оплата мероприятия может производиться в чеках (₡) или долларах ($).
Если игрок принимает решение докапитализировать какие-либо из своих Активов, то после нажатия на кнопку ИНВЕСТИЦИИ открывается одноименное окно, содержащее список Компаний, стоимость которых он имеет право повысить в данной игровой ситуации.
Затем игрок выбирает счёт оплаты ($ или ₡), отмечает необходимые Компании и после нажатия кнопки OK открывается список, из которого можно выбрать один или несколько видов инвестиций для отмеченных Компаний.
Стоимость мероприятий:
Далее, после подтверждения операции нажатием кнопки OK, стоимость отмеченных Компаний на игровом поле увеличивается соответственно выбранным вариантам инвестирования, и, одновременно, с выбранного счёта списывается суммарная стоимость мероприятий.
Величину затрат на инвестиции можно уменьшить вдвое с помощью VIP-карты.
Пример №3. Для повышения стоимости Компании на 200% (на столько же возрастут и штрафы других игроков при попадании в эту Компанию) игроку необходимо заплатить 50₡. Но, если игрок на данный момент имеет действующую VIP-карту, то эти инвестиции обойдутся ему вдвое дешевле - 25₡.
Если у игрока нет действующей VIP-карты, перед списанием средств ему будет предложено её приобрести.
Примечание. Приобрести VIP-карту, так же, как и чеки (₡), можно в Магазине игры.
(покупка фигур описана выше)
Кнопка становится активной при нахождении в свободной Компании хотя бы одной из фигур совершающего ход игрока (цена свободных Компаний на игровом поле окрашена в серый цвет):
После нажатия на кнопку КУПИТЬ КОМПАНИЮ открывается одноименное окно, содержащее список Компаний, которые игрок имеет право купить в данной игровой ситуации. Далее он отмечает приобретаемые Компании (поскольку у игрока имеется несколько фигур, то таких Компаний может быть более одной) и подтверждает операцию нажатием кнопки OK.
Если у игрока достаточно средств для совершения покупки, необходимая сумма списывается с его игрового счёта ($), а цена купленных Компаний в соответствующих клетках игрового поля окрашивается в цвет игрока:
Если средств недостаточно, свой игровой счёт можно оперативно пополнить с помощью операций Кредит, Залог, Продажа и Финансовая помощь.
Кнопка становится активной при нахождении в свободной Компании хотя бы одной из фигур совершающего ход игрока.
Если по каким-либо причинам игрок не хочет или не может купить Компанию, он имеет право выставить её на Аукцион.
После нажатия на кнопку АУКЦИОН открывается одноименное окно, содержащее список Компаний, которые игрок имеет право выставить на Аукцион в данной игровой ситуации. Далее он отмечает выставляемые на торги Компании (поскольку у игрока имеется несколько фигур, то таких Компаний может быть более одной) и подтверждает операцию нажатием кнопки OK.
Остальные игроки во время своего хода (если Аукцион ещё активен) могут предложить наиболее привлекательную, с их точки зрения, цену посредством поля ЦЕНА в диалоговом окне Аукциона.
Победителем становится игрок, предложивший наибольшую цену – необходимая сумма списывается с его игрового счёта и поступает на игровой счёт инициатора Аукциона, а цена купленной Компании в соответствующей клетке игрового поля окрашивается в цвет покупателя.
Следует иметь в виду, что за один Аукцион может быть продано сразу несколько свободных Компаний – как разным покупателям, предложившим максимальные цены, так и составным лотом одному покупателю. Такая ситуация может сложиться в случае, когда сразу несколько фигур игрока находятся в разных свободных Компаниях.
Если в определенный момент времени у игрока недостаточно средств для выполнения каких-либо финансовых операций (покупка Компаний или фигур, выплата денежных взысканий и т.д.), он может оперативно пополнить свой игровой счёт с помощью продажи своих Компаний и фигур.
Кнопка становится активной, если у игрока имеется в собственности хотя бы одна Компания, либо он имеет помимо Короля хотя бы одну дополнительную фигуру.
После нажатия на кнопку ПРОДАТЬ открывается одноименное окно, содержащее списки Компаний и фигур, которые игрок имеет право продать в данной игровой ситуации. Далее он отмечает продаваемые Компании и(или) фигуры, затем подтверждает операцию нажатием кнопки OK.
Если игрок продает Компании, то их цена в соответствующих клетках игрового поля окрашивается в серый цвет (Компания вновь становится свободной), а суммарная стоимость проданных Компаний зачисляется на игровой счёт геймера.
Если игрок продает фигуры, то они автоматически удаляются с игрового поля, а суммарная стоимость проданных фигур зачисляется на игровой счёт геймера.
Если в определенный момент времени у игрока недостаточно средств для выполнения каких-либо финансовых операций (покупка Компаний или фигур, выплата денежных взысканий и т.д.), он может оперативно пополнить свой игровой счёт с помощью этой операции.
После нажатия на кнопку КРЕДИТ открывается одноименное окно, содержащее два поля ввода:
Далее, после подтверждения операции нажатием кнопки OK, на игровой счет геймера поступает сумма S, которую ему необходимо вернуть вместе с процентами по кредиту через N ходов.
Кредитная ставка по умолчанию равняется 2% (можно изменить в Настройках Стола). В этом случае полная возвращаемая сумма (тело кредита и проценты по кредиту) вычисляется по формуле:
Sвозвр = S + S * N * 0.02 = S * (1 + N * 0.02)
Например, если S = 100$, а N = 10 ходов:
Sвозвр = 100 * (1 + 10 * 0.02) = 120$
Таким образом, с игрового счёта геймера через 10 ходов автоматически будет списана сумма 120$ (возврат суммы кредита 100$ и проценты по кредиту 20$).
Если на игровом счёте геймера на момент возврата кредита будет менее 120$, для избежания банкротства ему будет необходимо оперативно пополнить свой счёт (это можно сделать с помощью операций Кредит, Залог, Продажа и Финансовая помощь).
Если у игрока на определенный момент времени имеются свободные средства, с помощью этой операции он может получать дополнительный доход.
После нажатия на кнопку ДЕПОЗИТ открывается одноименное окно, содержащее два поля ввода:
Далее, после подтверждения операции нажатием кнопки OK, с игрового счёта геймера списывается сумма S, которая будет ему возвращена вместе с процентами по депозиту через N ходов.
Депозитная ставка по умолчанию равняется 1,5% (можно изменить в Настройках Стола). В этом случае доход, получаемый по депозиту, вычисляется по формуле:
D = S * N * 0.015
Например, если S = 100$, а N = 10 ходов:
D = 100 * 10 * 0.015 = 15$
Таким образом, через 10 ходов на игровой счет геймера автоматически поступит сумма 115$ (возврат суммы депозита 100$ и доход по депозиту 15$).
Если в определенный момент времени у игрока недостаточно средств для выполнения каких-либо финансовых операций (покупка Компаний или фигур, выплата денежных взысканий и т.д.), он может оперативно пополнить свой игровой счёт с помощью Залога.
Кнопка становится активной, если у игрока имеется в собственности хотя бы одна Компания.
После нажатия на кнопку ЗАЛОГ открывается одноименное окно, содержащее список Компаний, которые игрок имеет право заложить в данной игровой ситуации, а также поле ввода – СРОК ЗАЛОГА (количество ходов).
Далее он отмечает закладываемые Компании и подтверждает операцию нажатием кнопки OK, в результате чего 50% суммарной стоимости заложенных Компаний зачисляется на игровой счёт игрока, при этом номер отрасли в соответствующих клетках игрового поля окрашивается в серый цвет:
Кроме того, при попадании в заложенную Компанию фигур соперников, денежные взыскания на них не налагаются.
После окончания срока залога хотя бы одной из Компаний в начале очередного хода игрока автоматически открывается окно ВЫКУПИТЬ, в котором содержится список всех его заложенных на данный момент Компаний. Рядом с каждой Компанией указывается количество ходов, оставшихся до окончания срока залога, и игроку предстоит принять решение, какие Компании он будет выкупать на этом ходу (иногда бывает целесообразно выкупать Компании с ещё неистекшим сроком залога).
Далее игрок отмечает выкупаемые Компании и подтверждает операцию нажатием кнопки OK, в результате чего с его игрового счёта списывается 50% суммарной стоимости выкупаемых Компаний, при этом их цена в соответствующих клетках игрового поля окрашивается в цвет игрока.
Те Компании, которые не будут выкуплены в срок, вновь становятся свободными – получается, что игрок их продал за 50% стоимости. При этом номер отрасли этих Компаний в соответствующих клетках игрового поля вновь окрашивается в белый цвет.
Кнопка становится активной, если у игрока имеется в собственности хотя бы одна Компания. С помощью этой операции игроки могут обмениваться своими Активами.
После нажатия на кнопку БАРТЕР открывается одноименное окно, содержащее списки Компаний всех игроков.
Далее игрок попарно отмечает свои Компании и Компании других игроков, которые он хотел бы обменять, после чего подтверждает свой выбор нажатием кнопки OK.
Остальные игроки во время своего хода (в течение одного круга) могут принять это предложение путем нажатия кнопки OK под списком своих Компаний в диалоге БАРТЕР. Во время одной бартерной операции возможен обмен только одного пула Компаний, но впоследствии операцию можно повторить в отношении других Компаний.
В случае достижения соглашения Компании меняют своих владельцев, при этом цена Компаний в соответствующих клетках игрового поля приобретает цвет их новых владельцев.
Если в процессе обмена возникнут какие-либо вопросы, игроки могут их оперативно решить с помощью Чата игры.
С помощью этой операции можно минимизировать потенциальные потери, которые могут произойти в ближайшей или дальней перспективе.
В процессе игры на участников могут накладываться определённые денежные взыскания (штрафы):
После нажатия на кнопку СТРАХОВКА открывается одноимённое окно, в котором можно выбрать уровень снижения взысканий:
Далее, после подтверждения операции нажатием кнопки OK, с мастер-счёта (₡) игрока списывается стоимость выбранной страховки, и с этого момента до окончания текущей игры все денежные взыскания будут уменьшаться на соответствующее количество процентов.
Страховую сумму можно пополнить, но в итоге она не может быть более 50₡, при этом максимальное уменьшение денежных взысканий будет составлять 50%.
Пример №1. Предположим, на данный момент игрок имеет «скидку» на различные штрафы 20%, поскольку ранее заплатил за страховку 20₡. Чтобы увеличить «скидку» до 50%, ему необходимо доплатить еще 30₡.
Стоимость Страховки можно уменьшить вдвое с помощью VIP-карты.
Пример №2. Чтобы уменьшить сумму финансового взыскания на 50%, необходимо заплатить 50₡ за страховку. Но, если игрок на данный момент имеет действующую VIP-карту, та же «скидка» (50%) обойдётся ему вдвое дешевле - 25₡.
Если на момент наложения взыскания у игрока не оформлена Страховка и(или) нет действующей VIP-карты, перед списанием средств ему будет предложено оформить Страховой договор и(или) приобрести VIP-карту.
С помощью этой операции можно оперативно пополнить свой бюджет в случае нехватки средств на важную покупку или выплату денежного взыскания, а также для спасения от банкротства.
После нажатия на кнопку ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ открывается одноимённое окно, в котором можно выбрать вид поддержки:
Далее, после подтверждения операции нажатием кнопки OK, соответствующая выбранной помощи сумма зачисляется на игровой счёт ($) геймера, и, одновременно, с мастер-счёта (₡) списывается стоимость этой операции.
Стоимость Финансовой помощи можно уменьшить вдвое с помощью VIP-карты.
Пример №3. Чтобы получить Финансовую помощь в размере 500$ (Субсидии), необходимо заплатить 20₡. Но, если игрок на данный момент имеет действующую VIP-карту, те же Субсидии обойдутся ему вдвое дешевле - 10₡.
Если на момент оформления помощи у игрока нет действующей VIP-карты, перед списанием средств ему будет предложено её приобрести.
В течение одной игры Финансовой помощью можно воспользоваться многократно.
Примечание. Приобрести VIP-карту, так же, как и чеки (₡), можно в Магазине игры.
Различные методы монетизации компьютерных игр подробно описаны в многочисленных публикациях. Например, в статье разработчика Тима Русвика представлен достаточно полный ассортимент проверенных на практике методов монетизации современных игр.
Помимо универсальных способов и моделей, в игре «Business Chess» можно использовать в качестве методов монетизации оплату дополнительных функций и предметов с помощью мастер-валюты ChessCoin, приобретаемой в Магазине игры за реальные рубли:
Помимо мастер-валюты ChessCoin и VIP-карт, в Магазине игры можно продавать различные виртуальные предметы и свойства.
Например, стандартные шахматные фигуры игроки могут заменить на платные VIP-фигуры в виде воинов, средневековых рыцарей, драконов и т.д.
Другой пример. Можно усложнить регламент дуэлей и ввести различные виды платного оружия, которое может обеспечить определённые преимущества во время поединков между фигурами соперников.
По аналогии с настольными играми в компьютерной версии «Business Chess» можно использовать интегрированную рекламу реальных компаний и брендов:
При этом смена рекламируемых брендов внутри ячеек игрового поля, в отличие от настольной версии, осуществляется очень просто и быстро.
Причём, в Компаниях определённых Отраслей могут размещаться логотипы как инвесторов и информационных партнеров проекта, так и прямых рекламодателей.
Таким образом, игровое поле может представлять из себя самостоятельную рекламную площадку. Разумеется, это возможно только в случае успешного развития проекта.
Одновременно с внедрением различных методов монетизации необходимо разработать систему бонусов и поощрений для игроков.
Например, выплата вознаграждений за некоторое количество побед в течение определенного срока. Эта тема хорошо отработана в других играх, в связи с чем в данном описании не рассматривается.
Приведённый в описании вариант игры можно рассматривать в качестве базового, поскольку возможно как его упрощение, так и бесконечное развитие, прежде всего, за счёт неограниченного ассортимента потенциальных тем игры (список тем постоянно пополняется).
На данный момент существует огромное количество различных RPG-игр, квестов, бродилок и экономических стратегий, включая игры семейства «Монополия». Большинство подобных игр, с учётом интересов правообладателей этих продуктов, можно легко преобразовать и развить на базе, которую обеспечивает совокупность решений, присущая играм жанра «BUSINESS CHESS»:
Помимо уже существующих игр, инструментарий и функционал «Business Chess» позволяет разработчикам создать огромное количество новых игр с различными сценариями. В этих играх могут моделироваться многочисленные сферы деятельности человека, а также использоваться сюжеты и персонажи популярных фильмов, литературных произведений, компьютерных игр и т.д.
Кроме того, возможно развитие жанра в следующих направлениях:
Имеется возможность опционально предусмотреть вариант, когда при остановке Короля в Банке игроки получают возможность «сыграть» на рынке Forex.
В этом случае, при остановке Короля в одном из Банков открывается окно, в котором можно выбрать одну из четырех групп торговых инструментов:
Как вариант: каждый из Банков специализируется на одной из четырёх групп торговых инструментов.
Если игрок принимает решение «сыграть», ему необходимо выбрать из списка группы один конкретный инструмент и сделать прогноз: повысится или понизится цена инструмента по истечении некоторого интервала времени.
Как вариант: возможен выбор игроком таймфрейма (М1, М5, М15, М30, H1, H4, D1, W1, MN), отражающего время, на которое будет сделан прогноз. В этом случае котировки берутся из архива, вследствие чего результат прогноза будет известен сразу. Момент времени, в который нужно делать прогноз, также выбирается из многолетнего архива (случайным образом, с временным запасом не менее указанного таймфрейма).
Кроме того, игроки имеют возможность открывать ценовые графики выбранных инструментов (свечной, баровый или линейный) и присоединять к ним основные индикаторы Технического анализа (MA, MACD, RSI и т.д.).
В случае правильного прогноза на игровой счёт геймера зачисляется сумма, пропорциональная изменению цены, либо фиксированная сумма (если выбран вариант «Опцион»).
В случае неправильного прогноза с игрового счёта геймера списывается сумма, рассчитываемая аналогично случаю выигрыша.
Можно опционально предусмотреть вариант покупки Компаний по частям: помимо владения (100% акций) – пакеты 25%+1 (блокирующий), 50%+1 (контрольный) и 75%+1 (полный контроль). При этом, если части Компании будут принадлежать разным игрокам, возникают следующие нюансы:
Примечание. Помимо образовательного момента, это может быть реально востребовано в геймплее. Например, у игрока просто не хватает денег и, не особо задумываясь, он покупает неполный пакет – во-первых, всегда можно продать, во-вторых, может пригодиться для создания Холдинга. Кроме того, это может создать некоторые проблемы соперникам.
Другой пример. Если ввести правило, что при рейдерской атаке Компании агрессор стреляет один раз, а контратакует каждый совладелец, то при игре парами это может быть дополнительной защитой Компании.
Поскольку все расчёты делаются автоматически, такие варианты вполне реализуемы в компьютерных версиях игры.
Часть нововведений можно монетизировать, например, при «игре» на рынке Forex использовать мастер-валюту ChessCoin (₡).
Примечание. Особенности размещения и «упаковки» элементов интерфейса более подробно рассматриваются в статье «Материалы для составления ТЗ на разработку игры BUSINESS CHESS».
Отображение Компаний и фигур
Эта зона содержит следующие опции:
При переходе хода осуществляется автоматический выбор последней опции.
Карточки игроков
Карточка каждого игрока отображает следующие компоненты:
Режимы обзора активов игрока:
При переходе хода осуществляется автоматический выбор последней опции.
Для вступления в игру каждый пользователь может присоединиться к какому-либо формируемому Столу (партии) или создать новый Стол. В первом случае игрок имеет возможность ознакомиться с текущими настройками «чужого» Стола.
При формировании своей партии, игрок может выбрать Уровень вновь создаваемого Стола и, при желании, изменить Настройки Стола по своему усмотрению (каждый Уровень по умолчанию имеет свои предустановленные параметры).
Ниже перечислены основные Настройки Стола:
В игре должны быть реализованы следующие режимы и алгоритмы (эти вопросы хорошо отработаны в различных MMORPG играх, в связи с чем в данном описании подробно не рассматриваются):
В последнем пункте, помимо традиционных Рейтингов, можно использовать Интегрированную оценку (рейтинг), рассчитываемую по отдельным статистическим данным:
В игре необходимо реализовать раскрытие следующей информации:
Кроме того, для более эффективного освоения правил и техники игры, необходимо предусмотреть следующие режимы обучения: